Электронная подпись (ЭЦП, КЭП)
Надёжный вид электронной подписи, равносильный собственноручной подписи владельца сказано в Федеральный закон № 63‑ФЗ от 06.04.2011. Квалифицированной ЭЦП можно заверять любые электронные документы и отправлять их операторам электронных площадок, контрагентам, в госорганы или суд. КЭП можно получить только в аккредитованном удостоверяющем центре.
Что такое электронная подпись
Это информация, которая прикрепляется к электронному документу. Договор, который вы подпишете этой подписью, будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Например, если одна из сторон не соблюдает условия сотрудничества, с таким документом можно идти в суд. Это ваша рукописная подпись, но в интернете. И у нее есть ряд функций.

У злоумышленников не получиться отправлять документы от вашего имени.
И наоборот. Если документ подписали именно вы, получатель будет уверен в этом на 100%.

С электронной подписью вы можете подавать заявления, сдавать отчеты в налоговую, продавать и покупать ценные бумаги. И все это не выходя из дома, за компьютером.

Если вы подписали и отправили документ, то злоумышленники не смогут его изменить или подделать.

Вы узнаете, если ваш клиент подписал документ, а потом исправил в нем информацию: случайно или специально.
Какие бывают электронные подписи
Существует три вида электронных подписей.
Простая
Вы подтверждаете свои действия с помощью паролей или кодов. Основная задача — установить личность.
Пример: вы входите на сайт и вводите свои логин и пароль — это простая электронная подпись.Усиленная неквалифицированная
Документ подписывается с помощью специальной шифровальной программы и криптографического ключа. Эта подпись более надежная, чем «простая». Она подтверждает личность автора и гарантирует, что документ не изменили после того, как подписали.
Усиленная неквалифицированная
Работает по такому же принципу, как и неквалифицированная. Есть лишь 2 отличия:
- шифровальную программу одобряет ФСБ;
- подпись выдает удостоверяющий центр, аккредитованный минкомсвязи.
В 95% случаев используется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП): для работы с госуслуги, отправки отчетов в ФНС или электронных торгов.
Поэтому дальше в статье под понятием «электронная подпись» мы будем подразумевать именно квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Раньше в законе использовалось понятие «электронно-цифровая подпись» (ЭЦП), сейчас его заменили на «электронная подпись». Так что эти два определения — одно и то же.
Для регистрации онлайн-кассы или работы с ЕГАИС нужна квалифицированная электронная подпись.
Для чего нужна электронная подпись

Электронная подпись нужна для любых закупок: коммерческих или государственных. Без нее нельзя оставлять заявки или подписывать контракты.

Оформить ИП или подать заявление на паспорт. Оплатить штраф в ГИБДД или зарегистрировать автомобиль.

Отправлять декларации о доходах в ФНС или отчеты об алкоголе в ЕГАИС. Также подпись нужна для взаимодействия с сайтами пенсионного фонда или Росстата.

Вы можете отправлять документы внутри своей компании, или за ее пределы. Электронная подпись гарантирует конфиденциальность и неизменность документов.
Как работает электронная подпись
Чтобы подписать документ, необходимо 3 вещи.
Закрытый ключ
Уникальный код, который нужен, чтобы создать подпись документа.
Его знаете только вы. Он гарантия того, что подпись не подделают и не взломают.Программа-шифратор
Шифрует документы и подписывает их.
На основе закрытого ключа программа формирует уникальную подпись для каждого документа.Сертификат
Документ, который подтверждает то, что подпись принадлежит именно вам.
Также в нем содержится открытый ключ, чтобы получатель мог проверить подписанный документ.
Как подписывается документ
- Программа преобразовывает документ в строку символов. Алгоритм работает так, что разные документы преобразуются в разный набор символов, а одинаковые — в одинаковый.
- Полученная строка называется хеш. А процесс преобразования — хеширование.
- Программа зашифровывает хеш с помощью закрытого ключа. Процесс можно представить в виде того, что хеш кладется в коробку и закрывается на замок. Это и есть электронная подпись.
- Вы отправляете документ, прикладываете к нему зашифрованный хеш и сертификат, в котором указаны ваши контактные данные.
Как получатель проверяет подлинность подписи
- Получатель уверен в том, что именно вы подписали документ, потому что вместе с документом ему приходит сертификат.
- Получатель хеширует документ также, как и вы до этого.
- Подпись расшифровывается с помощью открытого ключа из сертификата. В результате получатель видит хеш, который вы отправили вместе с документом.
- Получатель сравнивает ваш хеш и тот, который получился у него. Если они одинаковые, то документ не меняли и он имеет юридическую силу.
Как выбрать КЭП
Существует несколько десятков разновидностей подписей. Чтобы выбрать то, что вам нужно, смотрите на 2 основных параметра.
Возможности подписи
Нет одной подписи, которая подходила бы для всего сразу. Для доступа к госуслугам нужна одна КЭП, а для торгов — другая. Одну подпись можно использовать на нескольких торговых площадках, а другую только на одной конкретной. Поэтому обратите внимание на то, чтобы подпись, которую вы покупаете, соответствовала вашим потребностям.
Также нет смысла покупать лишний функционал. Если вы хотите только зарегистрировать кассу в ФНС, не нужно платить за доступ к росаккредитации.
Цена
Каждый удостоверяющий центр назначает цены сам. Одна компания — крупная и популярная, другую никто не знает. У кого-то хорошая техподдержка, у кого-то слабая. Поэтому перед тем как покупать подпись, изучите все варианты.
Обратите внимание!
Выбирайте продавца только на сайте минкомсвязи
Также на цену влияет комплектация подписи и ее возможности.
Для физлиц, которым нужно работать с сайтом госуслуг, подпись стоит около 1800 руб. А для юрлиц, которые хотят участвовать в торгах на всех площадках, подпись обойдется в 1800–10000 руб.
Стандартная квалифицированная электронная подпись стоит 2.000–3.000 рублей. Она дает возможность участвовать в госзакупках, сдавать отчеты и пользоваться сайтом госуслуг.
Для регистрации онлайн-кассы подойдет стандартная КЭП
Как получить КЭП
- Обратитесь в удостоверяющий центр. Это организация, одобренная минкомсвязи, которая имеет право выдавать электронные подписи. Свяжитесь с ними через сайт или посетите офис.
- Вам пришлют информацию, которая нужна для получения подписи: анкету заявления, перечень документов и их образцы. Также выставят счет на оплату. Если обращаетесь через сайт, вам ответят через 1–3 часа.
- Вы оплачиваете счет и собираете копии документов. На этом этапе вам не нужны оригиналы.

- Паспорт;
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

- Все, что для физлица;
- Учредительные документы;
- Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц;
- ИНН заявителя.
Если заявитель получает подпись не на себя, нужна доверенность.
- После того, как вы оплатили счет и отправили копии документов, удостоверяющий центр все проверяет. Рассмотрение занимает 1–3 дня, но за 2000–2500 рублей можно ускорить этот процесс до 1 часа. Если с документами все в порядке, вас пригласят забрать свою подпись.
- Вы приносите в удостоверяющий центр оригиналы документов или заверенные копии.
- Вам выдают флешку (рутокен), на которую установлен ключ, сертификат и программа для создания подписи (не обязательно).
Что такое удостоверяющий центр
Это доверенное лицо, которое имеет лицензию от ФСБ. У этой организации несколько функций, связанных с электронными подписями.
Создает сертификаты
Центр выдает документ, в котором указаны все ваши контактные данные.
С помощью этого сертификата, получатель сможет проверить электронную подпись и убедится, что она принадлежит именно вам.
Распространяет подписи
Получить квалифицированную подпись можно только в удостоверяющих центрах.
Центр создает закрытый ключ и никому не сообщает его, кроме вас.
Обеспечивает проверку сертификатов
Центр ведет базу сертификатов.
Если вы получили документ, который подписан электронной подписью, то можете обратиться в центр и удостовериться, что сертификат и подпись отправителя действительно верные.
Электронная подпись для 54-ФЗ
Электронная подпись упрощает работу с онлайн-кассами. Чтобы подписать любой договор, нужно просто заполнить данные о себе и нажать одну кнопку.